Развитие аэрокосмической отрасли: международная научно-техническая кооперация и прогнозирование

В Москве в рамках Международного аэрокосмического салона МАКС-2015 прошел первый Евразийский аэрокосмический конгресс, где наука, бизнес и власть смогли обсудить глобальные и прикладные задачи развития аэрокосмической индустрии.

Основная тема конгресса — «Стратегические изменения в мировой авиационно-космической отрасли: новые управленческие вызовы и перспективы». Также в его структуре прошли мероприятия по таким тематикам, как: «Аэрокосмические технологии XXI века», «Новые формы международной кооперации производителей электронной компонентной базы», «Авиационная наука и промышленность: аспекты эффективного взаимодействия», «Развитие отраслевых кооперационных связей на экономическом пространстве ШОС» и другие.

От вертикальной кооперации к развитию поставщиков

По словам заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Рогозина, актуальность мероприятия, акцентированного на развитие международного взаимодействия, обусловлена задачей повышения эффективности деятельности предприятий аэрокосмической индустрии. «Мы ведем последовательную модернизацию производства, опираясь на самые современные технологические решения», — подчеркнул вице-премьер.

Заместитель министра промышленности и торговли России Андрей Богинский также отметил низкую эффективность российской индустриальной модели в авиационной промышленности, где практически вся добавленная стоимость приходится на интегрированные структуры. В мировой же практике основную добавленную стоимость создают производители комплектующих, более маневренные, быстро адаптирующиеся к изменениям, работающие на несколько отраслей одновременно и генерирующие инновационные решения.

По мнению генерального директора ОАО «ПОЭЗ «Ульяновск» Дениса Барышникова, отметившего, что кооперация по вертикальному типу ведет к наличию избыточных производственных мощностей и сильной зависимости всей цепочки от успеха одного продукта, необходимо выстраивать кооперационные связи по принципу горизонтальной диверсификации, когда компании специализируются на определенной стадии производственного процесса, не выстраиваясь в вертикальную цепочку. Данная схема позволит снизить бизнес-риски и повысить эффективность производства, а также осуществлять трансфер технологий в другие отрасли. Примером такой кооперации может служить резидент ОЭЗ АО «ПРОМТЕХ-Ульяновск», который будет осуществлять поставку производимых БРЭО как для авиации, так и для судостроения, автомобильной и железнодорожной промышленности.

По словам директора по стратегическим проектам компании ЭЛТЕХ Сергея Александрова, развитие коопераций, в том числе международных, в условиях экономической ситуации и высокого уровня издержек в отрасли – острая необходимость, подтвержденная развитием других наукоемких отраслей. Например, в полупроводниковой промышленности сегодня лишь единичные корпорации могут позволить себе организацию производства по последней топологической норме и собственные Foundry-компании. Большая же часть разработчиков работают по схеме «Fabless» («без фабрики»), подразумевающей организацию производства интегральных схем на мощностях профильных аутсорсинговых компаний, таких как TSMC, которая занимает более 50% рынка микросхем. Таким образом, по мнению представителя компании ЭЛТЕХ, международное разделение труда и кооперация заложена в основу сегодняшней структуры мирового рынка производства электроники, особенно в части развития передовых топологических норм и производительных систем. Колоссальная стоимость технологических разработок и локализации производств, высокие риски для инвесторов определяют для ведущих компаний-производителей полупроводниковой отрасли оптимальную стратегию технологического развития – реализация совместных проектов и кооперация не только в производственной сфере, но и на межгосударственном и региональном уровне.

По мнению Андрея Богинского, российским корпорациям сейчас стоит перенять практику кооперации и начать активно «выращивать» поставщиков из своих контуров, доведя их до уровня самостоятельного развития в конкурентных рыночных условиях. При этом интегрированным структурам рекомендуется выйти за рамки методических рекомендаций для дочерних и зависимых обществ, а разработать полноценные программы развития и создавать совместные предприятия с привлечением частных денег. Также для активизации данного направления необходимо разработать единые прозрачные требования для поставщиков, чтобы те были уверены, что их инвестиции окупятся.

Активному развитию поставщиков и изменению системы взаимоотношений между ними и корпорациями должен послужить ряд мер, предложенных Минпромторгом. В частности, это механизм льготного долгосрочного финансирования участников отрасли, направленный на поддержку опытно-конструкторских работ, а также субсидирование затрат поставщиков на прохождение международной сертификации. Мминистерство намерено поддерживать планы интегрированных структур по выделению поставщиков и созданию новых совместных предприятий.

 

Вызовы авиакосмической отрасли

Развитию отрасли, впрочем, как и ее поставщиков, должны послужить глобальные вызовы, обусловленные новыми, ужесточающими требованиями к летательным аппаратам. Вице-президент «Объединенной авиастроительной корпорации» Дмитрий Маценов среди них отметил задачу по снижению аварийности воздушных судов в пять раз к 2020 году, а также снижение вредных выбросов, уровня шума, широкое использование в новых воздушных судах композиционных материалов, водородного топлива, электрических приводов.

Безусловно, авиационная и космическая отрасли являются чрезвычайно наукоемкими и их успешное развитие во многом определяется уровнем науки в различных ее областях. Это, в частности, было отражено в «Форсайте развития авиационной науки и технологий до 2030 года и на дальнейшую перспективу». По словам генерального директора ФГУП «ЦАГИ» Сергея Чернышева, представлявшего данный документ, понимание требований авиационного сообщества к воздушному транспорту позволит ученым определить приоритетные направления его развития.

В соответствии с вызовами отечественная авиационная наука ставит перед собой следующие приоритетные цели:

  1. безопасность полетов
  2. экономичность
  3. экологичность
  4. время поездки
  5. расширенные условия базирования
  6. комфорт
  7. авиационная безопасность

Так, по мнению разработчиков форсайта, эволюционный путь развития гражданской авиации, приведший к формированию традиционного (классического) облика летательных аппаратов, близок к тупику в контексте увеличения аэродинамического качества летательных аппаратов, так как ни дальнейшее увеличение удлинения трапециевидного крыла, ни оптимизация его геометрических обводов не могут обеспечить желаемого уровня улучшения летно-технических характеристик. Одним их немногих «спасительных» решений для классической схемы является переход на использование композиционных материалов в нагруженных частях конструкции планера, за счет чего можно повысить весовое совершенство.

В связи с этим разработчики обращают внимание к исследованиям нетрадиционных компоновок летательных аппаратов, главный принцип формирования которых связан с процессами интеграции. Интеграция может объединять крыло и фюзеляж в направлении развития крыла (схема «летающее крыло») или в направлении развития фюзеляжа (схема с несущим фюзеляжем). Видоизменяться может и конфигурация силовой установки, глубже интегрируясь с компоновкой планера, как это предполагается, например, в схеме с распределенной силовой установкой.

Деловая авиация близка к освоению нового типа транспорта — сверхзвукового делового самолета (СДС). Здесь науке предстоит решить технические проблемы, связанные с вопросами обеспечения приемлемых летно-технических характеристик самолета при выполнении прогнозируемых достаточно жестких требований к авиаэкологии. Облик же СДС будет формироваться, главным образом, необходимостью снижения до допустимых уровней звукового удара при полете со сверхзвуковой скоростью и шума на местности при выполнении взлета и посадки.

Приоритетным направлением развития авиации является создание гиперзвуковых самолетов. В ближней перспективе актуальными могут стать направления разработки авиационно-космических систем (АКС типа МАКС), а также ступенчатых аэрокосмических систем с ЖРД для межконтинентальных перелетов.

Более далекие перспективы развития авиатехники включает идеи, согласно которым летательные аппараты будущего будут обладать уникальной способностью адаптации к условиям полета вплоть до радикального изменения формы. Обеспечить такую способность помогут материалы с памятью, которые меняют форму — сжимаясь или удлиняясь — под действием, например, термоэлектрических эффектов. Использование такого уникального материала позволит создавать универсальные трансформные летательные аппараты, меняющие свою конфигурацию в зависимости от режима полета: малые взлетно-посадочные скорости, длительный полет на максимальную дальность, полет с максимальной скоростью.

 

Leave a Comment