Минпромторг определил целевое состояние базы поставщиков для авиационной промышленности

В конце августа Минпромторг представил результаты совместного со Strategy Partners Group исследования посвященного анализу зарубежного опыта развития авиационной промышленности, основным проблемам и перспективам российской отрасли. По мнению экспертов, ключевым фактором успеха для отечественных производителей воздушных судов станет конкуренция на глобальном уровне.

Минпромторг представил результаты совместного со Strategy Partners Group исследования посвященного анализу зарубежного опыта развития авиационной промышленности, основным проблемам и перспективам российской отрасли
Скачать буклет «Поставщики авиапрома: целевое состояние»

За последние десятилетия мировая авиационная отрасль прошла заметную трансформацию: от множества разрозненных вертикально интегрированных OEM-производителей самолетов и вертолетов (OEM, от «Original Equipment Manufacturer» — оригинальный производитель продукции), сосредоточенных только на локальных рынках, к консолидированным лидерам глобальной индустрии и широкой базе поставщиков на всех континентах.

20 OEM контролирующих более 95% мирового рынка военной и гражданской авиации осуществляют разработку, финальную сборку, испытания и послепродажную поддержку техники. Двигатели, узлы, агрегаты, детали и компоненты производят поставщики 1-4 уровней, что позволяет OEM сконцентрироваться на своей основной деятельности, снизить затраты и обеспечить эффективное управление предприятием. От 10% до 40% валовой выручки OEM получают от послепродажного обслуживания и данный рынок будет расти, достигнув по оценкам экспертов 90 млрд долларов США к 2023 году.

Авиационная отрасль России до 1980-х годов в целом развивалась по тому же пути, что и зарубежная, с той лишь разницей, что рыночные механизмы в СССР были заменены госпланом. После развала союза, как и многие другие, отрасль оказалась в упадке и лишь господдержка начиная с 2000-х годов позволила консолидировать сохранившиеся активы и создать базу для дальнейшего развития.

Как отмечают составители отчёта, на сегодняшний день модель отрасли в России по-прежнему неэффективна. Внутри интегрированных структур сохраняется частичная независимость крупных предприятий, существует множество дублирующих друг друга производств и процессов, избыточна степень вертикальной интеграции. Одновременно работа только на сравнительно небольшом внутреннем рынке не позволяет выйти на уровень издержек, сопоставимый с глобальными компаниями.

В числе проблем также упоминается высокая стоимость кредитных ресурсов, отсутствие реальной согласованности российских и зарубежных требований по сертификации, недостаток квалифицированных кадров, поставщики 2-4 уровня остаются без господдержки. В качестве наглядного примера сложившейся ситуации в отчете упоминается SSJ100, в котором доля компонентов российского производства составляет около 35%.

Поддержка поставщиков на региональном уровне хоть и оказывается, в том числе через создание индустриальных парков, ОЭЗ, кластеров и других инструментов, но проблема заключается в том, что кластерные и другие инициативы в большинстве своём идут сверху, без понимания реального спроса со стороны крупных предприятий, которые могли бы обеспечить поставщиков заказами.

По словам авторов отчета господдержки, предоставляемой, в основном, в рамках государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» категорически не хватает. В 2014 году бюджетное финансирование данной программы составило 1 млрд долларов США, и к 2025 году будет постепенно сокращаться. При этом реализация только одной гражданской программы обходится Boeing или Airbus в 23 млрд долларов США в год.

В числе шагов, необходимых для достижения целевых показателей и состояний, авторы отмечают необходимость снижение уровня вертикальной интеграции OEM и поставщиков первого уровня, что позволит значительно повысить их эффективность и создать диверсифицированную базу поставщиков нижних уровней. Драйверам развития должны выступить сами финалисты отрасли ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России», при этом переход к целевой модели должен состоять из трех этапов. На первом — трансформация механизмов поддержки в сторону экспорта как фактора конкурентоспособности и внедрение льготного возвратного финансирования, доступного для всех уровней поставщиков. Во-вторых, требуется трансформация модели отрасли, появление новых эффективных поставщиков, в результате чего интегрированные структуры выделят часть процессов в самостоятельные бизнесы, в структуре добавленной стоимости отрасли увеличится доля организаций, не входящих в ИС, будут локализованы производства в РФ. Третий этап, который должен завершиться до 2025 года, связан с наращиванием масштаба отрасли и глобализации.

Leave a Comment