Инжиниринг в России: от задач к реализации

Текущее состояние и перспективы развития российского рынка инжиниринга в средне- и долгосрочной перспективе, вызовы и риски развития отечественных инжиниринговых компаний, а также меры государственной поддержки обсуждались представителями федеральных органов власти, вузов и региональных центров инжиниринга на «ВУЗПРОМЭКСПО – 2014».

В рамках круглого стола о развитии инжиниринга и промышленного дизайна заместитель директора Департамента стратегического развития Министерства промышленности и торговли РФ Юлия Ханжина доложила об основных мерах господдержки в рамках деятельности министерства. В частности, она отметила, что Дорожная карта развития инжиниринговой деятельности уже подписана Президентом РФ. Основные меры поддержки, по ее словам, отражены в охватывающей как финансовый, так и нефинансовый секторы подпрограмме «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна» (2014-2018 гг.)  госпрограммы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности». В частности, это разработка стандартов совместно с Росстандартом, которые будут регулировать инжиниринговую деятельность, включая и управления проектами и стройку, и всё что связано с эргономикой и промышленным дизайном.

Заместитель директора Департамента стратегического развития Министерства промышленности и торговли РФ Юлия Ханжина

По словам Юлии Ханжиной, в рамках развития образовательного сектора Минпромторг совместно с Минтрудом разрабатывают профессиональный стандарт в сфере инжиниринга, и уже на его базе, при содействии Минобрнауки, будут переработаны действующие ГОСТы по формированию образовательных модулей по инжинирингу. Из системных мероприятий подпрограмма уточняет меры налогового стимулирования и реализации EPCM модели (англ. Engineering, Procurement and Construction Management — инжиниринг, поставки и управление строительством)на территории Российской Федерации.

В рамках финансового сектора в подпрограмме отражен совместный с Минобрнауки проект по созданию инжиниринговых центров на базе вузов. Уже второй год на его реализацию выделяются бюджетные средства. В дополнение этой мере господдержки – система субсидирования на создание инжиниринговых центров на базе компаний, по которой за счет бюджетных средств финансируется две трети ставки по кредитам, направленным на развитие инфраструктуры инжиниринговых центров. Еще один момент – это находящийся на согласовании в Правительстве Российской Федерации документ связанный с субсидированием затрат на закупку программного обеспечения для проектирования, конструирования, так называемая субсидия по компьютерной инженерии.

Итоговой целью предпринимаемых мероприятий является совершенствование и развитие оказания инжиниринговых услуг для предприятий. Вопрос стоит в том, захотят ли предприятия вкладывать деньги в достаточно узкоспецифичные проекты вместе с вузами и разделять вместе с ними риски. Должна быть налажена обратная связь с промышленными предприятиями.

Наталья Кириллова, директор инжинирингового центра при Ивановском государственном университете рассказала о программе создания и развития региональных центров инжиниринга (РЦИ), курируемой Министерством экономического развития Российской Федерации и Департаментом развития малого и среднего предпринимательства. Запущенная в 2013 году она нацелена на повышение уровня технологической готовности предприятий к инновационному развитию, модернизации, внедрению новых технологий.  В рамках реализации программы предусмотрено два направления: создание региональных центров инжиниринга консалтингового плана и межотраслевых консультационных инжиниринговых центров.

Наталья Кириллова, директор инжинирингового центра при Ивановском государственном университете

В Германии, например, широко развиты центры по консалтингу производственных предприятий. В стране, где порядка 70% предприятий являются представителями малого и среднего бизнеса, уже в норме каждый шаг подтверждать консультацией экспертов. Таким образом они минимизируют риск больших убытков от необдуманных решений.

В России же создание РЦИ на данном этапе носит задачу формирования культуры консалтинга. В условиях стихийности данного рынка, когда большая часть так называемых консультантов оказываются некомпетентны, центры должны сформировать базу высококлассных специалистов, которые будут предоставлять действительно профессиональные консультации предприятиям.

Предусмотрено три уровня консультаций: детальный, методический и процессный. На детальном уровне, конечно, консультации не востребованы предприятиями – они лучше знают свои техпроцессы и производства. На уровнях же выработки методологии, а также более высоком, стратегическом – консалтинг в управлении и стратегии – предприятия нуждаются в такого рода консультациях. Потому что малый и средний бизнес в текущей работе зачастую не успевает произвести анализ одно-, двух-, пятилетних (и т.д.) перспектив.

Второе направление – это отраслевые инжиниринговые центры, в том числе создающиеся при вузах. Здесь в качестве примера можно отметить практику Республики Татарстан, где в рамках развития региональных центров инжиниринга при университетах активно закупается оборудование, например, для лазерных и медицинских технологий и др. и решаются задачи трансфера результатов деятельности прикладной науки, в промышленное производство.

Региональные центры инжиниринга, являясь платформой интеграции интересов заказчиков и исполнителей, должны работать в партнерстве с вузами и предприятиями.  Для последних стимулом сотрудничества с центрами является то, что оплата услуг РЦИ осуществляется за счет государственного бюджета. Первую услугу в РЦИ предприятие может получить бесплатно, будь то в рамках аудита производства, или разработки новой технологии. «Но идея здесь в следующем: предприятие прежде всего должно обязательно посмотреть на себя, свои производственные процессы, со стороны, и уже потом выяснять, где и что дорабатывать. Последующие же услуги, на чем мы сейчас настаиваем, должны предоставляться предприятию на принципе софинансирования. Это будет эффективнее для самого предприятия, потому что, бесплатная услуга, зачастую, оказывается «на полке», то есть, не востребованной впоследствии» — подчеркнула Наталья Кириллова.

«Мы рассчитываем, что на один рубль государственной поддержки прохождения аудита предприятием, последнее сможет обеспечить 10-20 млн. рублей инвестиций в рамках проекта своего развития» — отметила Наталья Кириллова.

В большей степени предприятия малого и среднего бизнеса нуждаются в услугах консалтинга (разработка проектов модернизации), управления проектом создания, либо модернизации производства, а также аудита производства и предприятия. Далее идет разработка проекта нового производства, либо его модернизация. В рамках технологического инжиниринга предприятия нуждаются в отработке технологических процессов при запуске производства. И в завершение строительный инжиниринг при создании нового производства.
Деятельность РЦИ можно обозначить семью основными этапами:

  • Создание базы производственных предприятий малого и среднего бизнеса и инжиниринговых компаний региона. То есть, региональный центр инжиниринга должен представлять и понимать своих заказчиков, а также иметь партнеров среди других РЦИ и исполнителей, чтобы при запросе со стороны предприятия определенной услуги понимать, кто сможет эту услугу качественно и профессионально выполнить.
  • Проведение аудитов производства. После формирования базы РЦИ начинают проводить аудиты, по результатам которых выявляется, насколько предприятие готово к серьезным инвестициям и что готово менять.
  • Разработка программы развития;
  • Подбор технологий, технико-экономического обоснования инвестиций, бизнес-план;
  • Содействие привлечению финансирования;
  • Поддержка реализации проекта;
  • Мониторинг.

Сейчас многим компаниям, чтобы сохранить свои позиции на рынке, необходимо произвести «перезагрузку», то есть перестроить бизнес в соответствие и тенденциями рынка и спроса. Но встать на другие рельсы без посторонней помощи профессиональных консультантов они, в силу различных причин, не могут. Это становится задачей инжиниринговых центров.

Leave a Comment