Дмитрий Медведев: необходим диалог между государством, бизнесом, наукой и институтами развития

Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев выступил на общем собрании Российской академии наук (РАН), прошедшем 24 марта в Москве.

— Работа академии в прошлом году проходила в непростых условиях, в условиях самой масштабной академической реформы за всю ее трехсотлетнюю историю. Очевидно, что работать в условиях преобразований непросто. Особенно когда и в экономике существуют трудности.

В этих условиях самый главный итог года заключается в том, что российские ученые продолжали получать новые научные результаты мирового уровня.

Модернизация академической жизни еще должна пройти проверку на прочность. Конечно, коррективы возможны, так как реформы нужны не ради реформ, а ради науки и, естественно, в интересах страны.

Взаимодействие академии и Федерального агентства научных организаций (ФАНО) – сегодня один из самых актуальных вопросов. В настоящее время разрабатываются правила координации деятельности между академией и Агентством научных организаций, которые будут утверждены постановлением Правительства. При этом Правительство готово к обсуждению всех этих вопросов. Я уверен, что мы сможем создать нормальную рабочую схему. Я полностью поддерживаю призыв президента Российской академии наук разграничить полномочия между РАН и ФАНО. Надо сделать, правда, это предельно скрупулезно, чтобы не создавать противоречий и не умножать сущности.

В отношении собственно научной деятельности академия призвана играть первостепенную роль. Речь идет о согласовании планов проведения научных исследований, которые разрабатывают подведомственные ФАНО организации для выполнения Программы фундаментальных исследований государственных академий на 2013–2020 годы. Академия, естественно, должна и будет заниматься оценкой научной деятельности, проводить экспертизу полученных научных и научно-технических результатов. Наконец, очень важным является вопрос о согласовании кандидатур на должности научных руководителей научных институтов.

Еще одна важная тема – это кадровая политика. Очевидно, что нам нужно обеспечить и преемственность, с одной стороны, и мобильность наших научных кадров, облегчить их перемещение между государственным и негосударственным сектором, между научными и образовательными учреждениями, ввести конкурентные начала при выборе руководителей, стимулировать приток молодых талантливых кадров.

Трудовой кодекс был дополнен новой главой, которая устанавливает особенности регулирования труда научных работников и руководителей научных организаций. В ней, в частности, предусмотрена и конкурсная процедура замещения отдельных должностей. Перечень таких должностей, порядок проведения конкурса должен определяться федеральными органами исполнительной власти при участии, естественно, Академии наук и ряда других организаций.

Кроме того, в настоящее время мы готовим целый ряд важных решений, включая и вопросы материального стимулирования, увеличения размера ежемесячной денежной выплаты членам академии за звание академика и члена-корреспондента. Это решение будет выполнено.

Правительство внесло в Государственную Думу проект изменений в бюджет. Несмотря на некоторое сокращение по определенным статьям, в целом пропорции финансирования исследований сохранены. В этом году планируется на науку направить порядка 350 млрд рублей, в том числе на фундаментальные исследования – 115 млрд рублей, на прикладные исследования – 241 млрд рублей. Всего финансирование планов фундаментальных научных исследований наших государственных академий на 2013–2020 годы составляет почти 633 млрд рублей.

Понятно, что денег всегда не хватает, поэтому мы постоянно говорим о том, что нужно выделять приоритетные направления. Но эти направления для РАН ни в коем случае не должны спускаться сверху. Это должны быть ваши решения академии, выбор ученых. Поэтому необходим диалог между государством, производительным  и высокотехнологичным бизнесом, академическим сообществом, высшей школой и институтами развития. Только такой симбиоз способен обеспечить правильный выбор главных направлений работы, чтобы интеллектуальные и материальные ресурсы сконцентрировались действительно на прорывных направлениях. Сегодня многие открытия, технологические решения, как известно, возникают на стыке различных областей знаний, носят межотраслевой, междисциплинарный характер, и, конечно, это обязаны учитывать все, включая государство.

Одним из координационных механизмов научно-технологического развития должна стать национальная технологическая инициатива. Экспертами подготовлен проект ее концепции. Ее реализация позволит объединить усилия науки, образования, промышленности и эффективнее внедрять инновационные разработки в реальный сектор. Надеюсь, что Академия наук будет активно участвовать в этой работе по обеспечению технологического суверенитета России.

Leave a Comment